Правовое регулирование репетиторской деятельности
Репетитор занимается обучением
Согласно п. 3 ст. 2 № 273-ФЗ, обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Деятельность репетитора полностью соответствует данному определению, и можно утверждать, что репетитор занимается обучением.
Репетитор занимается образованием
Обучение является одним из основных составляющих образования. Так как в п. 1 ст. 2 № 273-ФЗ указано: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Деятельность репетитора полностью соответствует данному определению и можно утверждать, что репетитор занимается образованием, а также занимается воспитанием.
Деятельность репетитора является образовательной деятельностью
В п. 5 ст. 12 № 273-ФЗ указано: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное».
На основании этой нормы закона репетитор имеет право разрабатывать свою образовательную программу.
Репетитор в своей деятельности реализовывает наряду с учителями образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования, а также свою образовательную программу. Таким образом, вся деятельность репетитора сводится к реализации образовательных программ.
В п. 9 ст. 2 № 273-ФЗ указано: «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
В п. 17 ст. 2 № 273-ФЗ указано: «Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
Более узкое понятие образовательной деятельности дано Модельным законом о статусе работника образования (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г. Постановлением N 27-13 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ): «образовательная деятельность – это совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, педагогическими и иными работниками образования для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования и его задачами».
Образовательная деятельность осуществляется специальными субъектами, обладающими правом на занятие педагогической деятельностью: образовательными организациями и организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями»
Из вышеизложенного видно, что деятельность репетитора является образовательной.
Кроме того, ОГЭ и ЕГЭ являются формами государственной итоговой аттестации по реализации образовательных программам в рамках ФГОС.
По результатам проведенных опросов различными учреждениями 96% репетиторов оказывают услуги по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, а значит, репетиторы наряду с учителями, реализовывают соответствующие образовательные программы.
Таким образом, репетиторская деятельность сводится к реализации образовательной программы, а значит, соответствует п. 17 ст. 1 № 273-ФЗ и является образовательной деятельностью.
Репетитор является участником (субъектом) образовательных отношений
Согласно п. 31 ст. 2 № 273-ФЗ, участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно п. 15 ст. 2 № 273-ФЗ, обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Согласно п.1 ст.53 № 273, основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем – договор об образовании.
Таким образом, законные образовательные отношения у репетитора возникают только после заключения договора об образовании, т.е. заключения договора об оказании платных образовательных услуг.
Репетитор осуществляет образовательную деятельность на основе гражданско-правового договора. Сторонами (субъектами) гражданско-правового договора по предоставлению платных образовательных услуг репетитором являются репетитор, обучающийся и представители несовершеннолетних обучающихся. Следовательно, репетитор является участником (субъектом) образовательных отношений.
Кроме того, репетитор, зарегистрированный индивидуальным предпринимателем (в соответствии с п. 20 ст. 2 № 273-ФЗ) приравнивается к организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Следовательно, репетитор, в соответствии с этой нормой закона, является участником образовательных отношений.
Репетитор, чтобы заниматься образовательной деятельностью обязан регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (самозанятого)
Согласно п. 1 ст. 21 № 273-ФЗ, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. Следовательно, репетитор для осуществления образовательной деятельности должен иметь статус индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1 ст. 2 № 422-ФЗ (закон о самозанятых) применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 2 № 422-ФЗ, физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Это означает, как указывалось выше, что репетиторы в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» для ведения образовательной деятельности должны зарегистрироваться индивидуальными предпринимателями.
Репетитор обладает статусом педагогического работника
Согласно п. 21 ст. 2 № 273-ФЗ, педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Понятие педагогического работника также дано Модельным образовательным кодексом для государств – участников Содружества Независимых Государств (общая часть) (принят в г. Санкт-Петербурге16 ноября 2006г. Постановлением № 27-12 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) – это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся.
Отсюда видно, что репетитор, зарегистрированный индивидуальным предпринимателем, приравнивается к педагогическому работнику, т.е. по сути, он является педагогическим работником.
В соответствии с п. 20 ст. 2 № ФЗ индивидуальное предпринимательство приравнивается к организации, осуществляющей образовательную деятельность, и при этом он состоит в трудовых и служебных отношениях и получает доход (заработную плату и платит соответствующие налоги), а также засчитывается стаж работы.
Следовательно, репетитор, имеющий статус ИП приравнивается к педагогическому работнику.
Репетиторская деятельность является педагогической деятельностью
Как видно из п. 1 ст. 1 № 273-ФЗ:
«Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования)».
Репетиторская деятельность регулируется ФЗ № 273 «Об Образовании в Российской Федерации».
К репетиторской деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности (ОКВЭД) применяется код 85 – Образование, т.е. видом экономической деятельности репетитора (в соответствии с ОКВЭД) образовательная деятельность.
В соответствии с педагогической наукой:
«Профессиональная педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся».
Отсюда видно, что репетиторская деятельность также является и педагогической.
На репетитора распространяются права и обязанности педагогических работников
Согласно п. 2 ст. 21 № 273-ФЗ, на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций. Следовательно, на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, т. е. и на репетиторов распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников.
Исходя из смысла ст. 32 № 273-ФЗ, образовательную деятельность в статусе ИП могут осуществлять исключительно лица, допущенные к педагогической деятельности, т.е. педагогические работники. Уровень квалификации педагогического работника определяется квалификационными требования, профессиональными стандартами (ст. 331 ТК РФ, п. 1 ст. 46 № 273-ФЗ).
Соответственно, на репетитора, осуществляющего образовательную деятельность в статусе ИП, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность педагогических работников, закрепленные в ст.ст. 47,48 273-ФЗ, в том числе и право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.